Введение
Колхозы начали создаваться в 1929–1937 гг. в процессе коллективизации индивидуальных крестьянских хозяйств (обобществления труда крестьян и всех основных средств производства: инвентаря, хозяйственных построек, скота и др.) с целью установления государственного контроля за производством и распределением сельскохозяйственной продукции. Земля, занимаемая колхозами, являлась государственной собственностью.
С созданием колхоза в личной собственности крестьян оставались жилые и хозяйственные постройки на крестьянском дворе, мелкий инвентарь, скот в количестве, предусмотренном уставом колхоза, а в пользовании – небольшой приусадебный участок земли для ведения личного подсобного хозяйства. В колхоз принимались крестьяне с 16-летнего возраста, кроме тех, кто был причислен к кулакам, а также лиц, не имевших избирательных прав (бывших землевладельцев, торговцев, служителей религиозного культа и др.).
Обычный колхоз начала 1930-х гг. представлял собой предприятие, организованное на базе инвентаря и тягловых лошадей крестьян, которое, как правило, охватывало одно село или деревню. Основной формой организации труда - являлась постоянная бригада – коллектив колхозников, за которым на длительный срок закреплялись земельный участок и необходимые средства производства. Механизированная обработка земли осуществлялась с помощью государственных предприятий –машинно-тракторной станции (МТС; создавались с 1929). Формально высшим органом управления в колхозе было общее собрание колхозников, которое избирало председателя, правление и ревизионную комиссию. Фактически все важные решения принимались под жёстким административным давлением и контролем партии. На должность председателя колхоза избирались люди по рекомендации или по прямому указанию райкомов партии, часто – городские жители, мало понимавшие в сельском хозяйстве. С введением паспортной системы в СССР (1932г.) колхозники были исключены из числа лиц, получавших паспорта, что затрудняло их свободное перемещение и трудоустройство вне колхоза.
Взаимоотношения колхоза с государством первоначально строились на основе договоров. Размеры хлебосдачи определялись государственным планом, который составлялся летом в соответствии с видами на урожай и часто менялся в сторону увеличения. В январе 1933 года были введены обязательные, имевшие силу налога, поставки колхозом государству (заготовки) зерновых, подсолнечника, картофеля, мяса, молока, шерсти. Государственные заготовительные цены, как правило, не превышали затраты колхоза. Продажа продукции именно государству поощрялась предоставлением колхозникам права покупать дефицитные промышленные товары по ценам закупочного фонда. Между членами колхоза продукция распределялась по трудодням на основе остаточного принципа: после расчёта с государством по заготовкам, оплаты МТС, обновления семенного и фуражного фондов и продажи части продукции государству или на колхозном рынке.
Большую часть потребляемых самими колхозниками продуктов питания, за исключением хлеба, давали личные приусадебные хозяйства (становились единственным источником поступления продуктов для крестьян в неурожайные годы, когда трудодни практически не оплачивались). Часть произведённой в них животноводческой продукции поступала в государственный фонд через натуральные сельхозналоги и сборы или реализовывалась крестьянами на рынке. Поэтому государство, с одной стороны, было заинтересовано в развитии приусадебных хозяйств, а с другой стороны, опасалось этого развития, видя в приусадебных хозяйствах угрозу возрождения частной собственности и главную причину отвлечения крестьян от работы в колхозе.
Великая Отечественная война нанесла тяжёлый удар по колхозам. Посевные площади в 1941–1945 уменьшились на 20%. Поголовье крупного рогатого скота составляло менее 80% от довоенного, свиней – около половины. Основной рабочей силой стали женщины и подростки. В помощь колхозникам для сбора урожая стали посылать бригады, сформированные из городских жителей. Несмотря на уход большей части мужского населения на фронт, трудности военного времени, снижение валовых сборов хлеба и потерю хлебных районов, занятых германскими войсками, колхозы в 1941–44 заготовили достаточное количество зерна для страны.
После войны в МТС оставшаяся техника была сильно изношена, новые машины в сельское хозяйство фактически не поступали. В результате резко упал уровень механизации труда, а общая трудовая нагрузка на каждого занятого трудоспособного работника в 1946 возросла почти вдвое по сравнению с предвоенным временем. Плановые задания по заготовкам не выполнялись, росла задолженность и снижалась доходность хозяйств. Выкачивание ресурсов из аграрной сферы диктовалось задачами первоочередного восстановления промышленности и модернизации обороны. Поэтому СССР экспортировал зерновые в значительном количестве (10% заготовленного) даже в голодном 1946 г. Чтобы преодолеть сельскохозяйственный кризис и стимулировать работу крестьян, государство ужесточило политику в отношении личных приусадебных хозяйств. Были приняты меры по охране колхозного имущества: его кража, присвоение и растрата карались с заключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от 5 до 8 лет с конфискацией или без конфискации имущества. Ставилась задача в кратчайшие сроки добиться преобладания колхозного и совхозного животноводства над животноводством приусадебных хозяйств. Государство видело путь подъёма колхозов в снабжении деревни тракторами (в 1940 в МТС поставлено 557 тыс. тракторов, в 1953 – 1007 тыс.), в укрупнении колхозов (в 1940–1953 годы число колхозов сократилось в несколько раз) и поддержке передовых колхозов.
В конце 1940-х и начало 1950-х гг. благодаря начавшейся реализации масштабных государственных программ, направленных на укрепление материально-технической базы и совершенствование организации колхозного хозяйства, удалось восстановить сельскохозяйственное производство.
После смерти И. В. Сталина в 1953г. и отмены репрессивных мер, направленных на принуждение крестьян к работе, новое советское руководство решило повысить заинтересованность колхозников в результатах своего труда путём усиления их экономической самостоятельности, поддержки приусадебных хозяйств. Были значительно снижены нормы государственных поставок сельскохозяйственных продуктов, существенно повышены заготовительные и закупочные цены. Колхозы получили право осуществлять конкретное планирование по своему усмотрению.
Руководители государства сделали ставку на достижение резкого подъёма сельского хозяйства путём создания крупных хозяйств и расширения производства: зернового – за счёт целинных земель освоения (с 1954), животноводческого – за счёт повсеместного распространения посевов кормовой кукурузы (с 1955). Укрупнение колхозов и их преобразование в совхозы сопровождались централизацией руководства, агротехнических служб, создания центральных усадеб. Колхозам продавалась техника упраздняемых МТС.
За 1953–1958 гг. валовая продукция сельского хозяйства возросла почти в 1,5 раза, животноводческая – вдвое, объём товарной сельхозпродукции увеличился в 1,8 раза (в 1953–1958 денежные и натуральные доходы колхозников возросли в 1,6 раза, выдача денег на трудодень увеличилась втрое).
Однако в 1959 г. началось падение сбора зерновых, в том числе и на целинных землях. Кормовая проблема обострилась: «кукурузная кампания» провалилась (осуществлялась повсеместно, в т. ч. и в климатически непригодных зонах), а традиционные многолетние кормовые травы были перепаханы. Выкупая технику у МТС (часто принудительно), колхозы попадали в долги.
В 1964 колхозники получили право на государственное пенсионное обеспечение по старости (мужчины в 65 лет, женщины в 60 лет), инвалидности и в случае потери кормильца.
В 1966 году колхозы стали переходить на гарантированную ежемесячную оплату труда, исходя из тарифных ставок соответствующих категорий работников совхозов. Примерный устав (1969) предусматривал установление в колхозах нормированного рабочего дня, введение оплачиваемых отпусков, пособий по нетрудоспособности и другие меры по расширению прав колхозников. Однако в целом реформы 1960-х гг. не привели к ожидаемому повышению эффективности колхозной системы, т. к. оплата труда колхозников не была связана с увеличением объёмов аграрной продукции и снижением её себестоимости.
Стремясь стимулировать производительность труда колхозников, государство в конце 1970-х гг. стало поощрять коллективный подряд, создание коллективов интенсивных технологий, в которых оплата труда зависела от конечного результата. С 1976 в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР» (1974) колхозникам, как и всем советским гражданам, выдавались паспорта.
К 1980 производство 7 из 13 главных видов сельскохозяйственной продукции являлось убыточным. Ежегодное привлечение рабочей силы из городов на помощь колхозам помогало в уборке урожая, но не могло вывести колхозный строй из кризиса. Во 2-й половине 1980-х гг. был взят курс на масштабное и повсеместное внедрение коллективного, семейного и индивидуального арендного подряда.
В ходе осуществления радикальных рыночных реформ 1990-х гг. стоимость сельскохозяйственной техники, горючего, электроэнергии постоянно росла, цена на готовую продукцию падала. В связи с курсом правительства на развитие фермерских хозяйств прекратилась государственная поддержка колхозов. Многие колхозы и совхозы были реорганизованы в паевые товарищества или сельскохозяйственные кооперативы.