Никольская церковь

Православный храм в сельской местности на протяжении веков выступал как общественный и духовной центр территории. На Кесовогорской земле в начале  20 века проходили православные богослужения в  31 храме  и 11 часовнях. 

Сельский населенный пункт центральной России, где находилась церковь,  назывался селом. В большинстве случаев села имели выгодное географическое положение и предпочтительный природный ландшафт. Важно отметить, что храм всегда строили на самом обозримом месте. Характерно для нашего края то, что церкви находились недалеко от рек и речушек или подножия оврага. Глядя на храм,  всегда рождалась мысль, что он как бы парит в небо и соединяет земное и небесное, воплощает связь с Богом. Церкви с. Кесовой горы  - Рождества  Иоанна Предтечи, Спасо-Преображенская, и в честь святителя Николая Чудотворца не были исключением.

Но не только природно-географический фактор определял статус села, зачастую селом становился тот населенный пункт, где находилась помещичье имение или  усадьба. В этом случае храм почти всегда сооружался при деятельном участии владельца этой земли. Кесова Гора – вотчина дворян Прозоровских, не мало средств вложивших в строительство церквей в с. Кесова Гора.

Все каменные храмы возводились исключительно из местного кирпича, поэтому их строительство растягивалось на десятилетия. С момента принятия христианства древнерусский храм был развитием византийского с его центрическим купольным построением, которое имело в плане священные фигуры круга, прямоугольника и креста. Храм 12-15 веков был сравнительно небольшим и одноглавым, отличался строгостью и изяществом. Храмы 16-17 веков были многоглавыми с галереями, пределами и нарядной разукрашенностью, воплощали идею соборности и единства мироздания своей внешней стороной. Купол, возвышающийся над храмом, изображает небо, в самом верху он заканчивается главою, на которой ставится крест во славу главы церкви Иисуса  Христа. Три главы в честь Святой Троицы, пять глав – Иисуса Христа и его четырех евангелистов (церковь в честь святителя Николая Чудотворца на Грачах), семь глав – обозначают семь таинств и семь вселенских соборов, также бывает и девять и тринадцать глав на церквях в честь Иисуса Христа и его учеников. Каждый православный храм  ориентирован алтарем к востоку.

Храм, находящийся в селе, придавал ему очень важный статус – центра церковного прихода, где воплощались таинства крещения и венчания, отпевания (храмы строились при кладбищах).

Каждый день церковь отмечает различные события   священной истории христианства или же чтит память какого-нибудь великомученика. Такие дни в русском языке получили название «праздник». Любой из христианских праздников скрывает в себе глубокий смысл чем и отличается от обычных светских празднований, то есть они всегда воспитывают, поучают верующих, настраивают их на верный лад и вызывают у них побуждение на свершение добрых деяний.

Единением для жителей прихода, их общим духовным стремлением являлся престольный праздник. Название престольного праздника и время его проведения зависело от названия храма в приходе. Престольный праздник был главным из всех праздников для всех жителей прихода (окрестных улиц, деревень, входящих в приход).

Историческая справка п. Кесовой Горы

Кесовогорский район, занимающий 970 кв. км, расположен в восточной части Тверской области. Он граничит с Кашинским, Сонковским и Бежецким районами, а также с Ярославской областью. По территории района протекают реки Кашинка и Корожечна.  Административный центр - поселок городского типа Кесова гора  -  образованный некогда из объединившихся посадов Красный, Заячий и Грачи, впервые упоминается в летописях в 1238 года.

В XVI-XVII вв. Кесовогородские земли относились к Городецкому стану Бежецкого Верха, в 1776 г. Екатерина II передала их в Кашинский уезд. 

С конца XVIII в. Кесова Гора получила известность как крупный торговый центр, место проведения Ивановской, Никольской и Покровской ярмарок. Сюда приезжали купцы из Кашина, Бежецка, Углича, совершались сделки по закупкам льна, мяса, ржи и других сельскохозяйственных культур. Особенно много содействовали становлению Кесовой Горы как торгового села дворяне Прозоровские, родовой вотчиной которых долгое время были эти земли.

В 1898 г. через Кесовогорскую волость прошла железная дорога, соединившая Сонково с Кашином. 

В 1929 г. в составе Бежецкого округа Московской области был создан Кесовогорский район. В Калининскую область он вошел только в 1935 г.

 Статус посёлка городского типа Кесова Гора получила в 1975 г.  
В 1993 г. Кесовогорский район получил собственный герб.

Изначально поселок назывался Киасова Гора, что в переводе с финоугорского означает «глинистая местность». По мнению краеведа Юрия Мистиславовича Смирнова существуют и другие версии о происхождении названия. В частности, он упоминает легенды о резиденции татарского князя Киаса, расположенной в этих местах, или о мифическом владельце горы в центре поселка - Куясе.

       Также упоминания о Кесовой Горе связаны со сказанием о княгине Василисе Киясовской, жившей в этих краях в 1331-1378 годах.

За долгие века село прирастало посадами и близлежащими деревнями с их неповторимыми древними церквями. К сожалению, не все храмы сохранились до наших дней, но некоторые действуют до сих пор. Один из них — церковь Николая Чудотворца (Никольская церковь приселка Грачи), которая стала главной святыней кесовогорский земли после того, как в 1929 году, во время воинствующего атеизма, старейшая и красивейшая церковь Рождества Иоанна Предтечи была закрыта и приспособлена под клуб.   

  От церквей с. Кесова Гора и присёлка Рассудово — Иоанно-Предтеченской и Спасо-Преображенской — сохранились отдельные строения, мало напоминающие первоначальные.

Никольская церковь приселка Грачи

Из книги Бородулиной Н.А. «Храмы земли Кесовогорской» мы можем почерпнуть краткие сведения о  Никольской церкови приселка Грачи села Кесова Гора.

Иллюстрация из книги Бородулиной Н.А.

Справка

Бывший Кашинский уезд, Кесовская волость. 
В наше время Кесовогорский район, пгт Кесова Гора. 
Церковь Святого Никoлая Чудотворца. 
3 престола: Свт. Николая Чудотворца (осв. 1787 г.), Покрова Пресвятой Богородицы (осв. 1788 г.), Трех Святителей. 
Освящена в разное время "села Кесовы Горы благочинным священиком

 Иоанном Стефановым". 
Даты постройки: 1779-1799 гг. 
Каменная. 
Выстроена на средства прихожан. 
Церковь сохранилась, действующая.

Церковь Николая Чудотворца в начале 20 века

С северной стороны  на  третьем уступе глиняной горы, на берегу реки Кашинки, располагается  действующий  Никольский храм, что в Грачах.

  Сохранилось  с древних времен и название северной возвышенности (горы): Никола – Грачи.  Еще в 13 веке нашим предкам-земледельцам приходилось отвоевывать у леса землю для пашни. Они   выкорчевывали, «сдирали» кустарник, деревья. От древнерусского слова «драть» их прозвали за это драчами.  Рядом с земледельцами селились   такие же неутомимые стайные птицы – ГРАЧИ.   

В посёлке прежде существовали две деревянные церкви: Никольская и Покровская, сгоревшие в 1778 году от удара молнии.   В 1779 году было решено, чтобы на период строительства духовная жизнь в приселке Грачи не замирала, поставить временную ветхую церковь,  перевезённую из с. Дёмшино и первоначально предназначавшаяся для растопки в Кашинский Клобуков монастырь. Прошение о постройке церкви было подано в 1778 г. Сам храм и трапезная освящены  в 1786 и 1788 гг. Церковь с колокольней закончены в 1799 г. Строительство каменного храма Святителя и Чудотворца Николая длилось около 20 лет (1779-1799гг.) на средства прихожан.

Холодный придел - Святителя Николая.  Тёплые приделы в трапезной: правый  Покрова Пресвятой Богородицы, левый трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (вторая половина XIX в.).  Основной объём имеет кубическую форму, трапезная – в одной связи с ярусной колокольней.  Храм ремонтировался в конце 1940-х годов, в 1966-1967 годах, в 1975 году и в 1999 году. Начиная с конца XVIII века новый храм не закрывался ни на один день: верующие говорят, что именно в нем — самые намоленные иконы и самое святое место.

Церковь в честь Святителя  Николая Мирликийского, Чудотворца в настоящее время

Церковь в честь Святителя  Николая Мирликийского, Чудотворца является памятником архитектуры.

         Тип храма представляет собой высокий трехсветный четверик, увенчанный пятиглавием, восходит к архитектурным традициям XVIII  века. В формах четырехъярусной колокольни сказывается влияние стиля барокко. Вход на колокольню осмуществляется с северного ее фасада. Внутренняя поверхность стен побелена. Главный многоярусный деревянный с резными деталями иконостас выполнен в так называемом византийском стиле с применением характерных для XVIII века декоративных мотивов.

Двери храма постоянно открыты для верующих.  Настоятелем храма является протоиерей Алексий Цюркало, служит также и второй священник руководитель миссионерского отдела Бежецкой епархии иерей Иоанн Цюркало.

Престольные праздники -  в честь Святителя Николая Чудотворца( 19 декабря, 22 мая), Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября), Трех святителей ((Василия, Григория и Иоанна) 12 февраля). Общепринято и известно всем, что 19 декабря – праздник Николая Чудотворца. Его отмечают в день кончины святого. Но его также почитают и 22 мая – это день, когда были перевезены его мощи в итальянский город Бари. Эти два месяца (май и декабрь) выбраны неспроста, ведь и тот и другой важен для хлеборобов. Как говорили наши предки: «Один Николай радует травой, другой – морозами».

       Обычно в престольный праздник или в канун дня памяти святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Преосвященнейший Филарет, епископ Бежецкий и Весьегонский, возглавляет  служение Литургии или Всенощного бдения  в Никольском храме п. Кесова Гора. В этот день, из г. Бежецка в храм привозят ковчег с частицей мощей святителя Николая. Многие жители п. Кесова Гора имеют  возможность помолиться вместе со своим Архипастырем и поклониться мощам одного из самых почитаемых на Руси святых.

Кесовогорские краеведы Н.А. Бородулина и  Н.В. Архипова (мать и дочь) в своих книгах «Храмы земли Кесовогорской», «Благовест древней Кеси» создали хронику духовной жизни Кесовогорской земли и художественную галерею кесовогорских храмов. В том числе рассказали и об истории храма  Николая Чудотворца. В 2002 г. в Кесову Гору приезжал  земляк, великий актёр Георгий Жжёнов, который посетил выставку работ Н.В. Архиповой.  Картина с видом на Никольскую церковь была подарена ему автором, а Н.А. Бородулина написала тогда стихи, которые завершаются так:

«А на прощанье с Кесовой Горой
Была Георгию подарена картина,
Где храм Николы вешнею порой
Ждал земляка, как из чужбины сына.
Он „Храм Никольский“ бережно обнял,
С холста приняв крестом благословенье.
Георгий Жжёнов новой встречи ждал,
И ждал посёлок встречи с нетерпеньем».

 

Заведующая сектором ДИЦ 
 Киселева С. А.

 

 

Использованная литература:

1. Фото и статья о церкви в честь святителя Николая Чудотворца.

http://welcometver.ru/places/nikol-skaya-cerkov-kesova-gora

2. Иллюстрация из книги Н. Бородулиной «Храмы земли Кесовогорской» Церкви в честь Николая Чудотворца и краткое описание

 http://hram-tver.ru/kesovagorrn/nikolkesovkesovagor.html

3. Официальный сайты Тверской и   Бежецкой епархии

http://bezheparhia.ru

https://tvereparhia.ru/mitropoliya/bezheczkaya-eparxiya/189-2011-07-03-1...

4. Статья Кесова Гора и Кесовогорский район

http://litmap.tvercult.ru/kesovogorsky/index.html

5. Н. В. Бородулина  книга-альбом «Храмы земли Кесовогорской» под редакцией Вячеслава Михайловича Воробьёва (Тверь, 2003).

6. А.А. Серов «Золотые купола Киасовой горы» ОАО «АСТ – Московский Полиграфический дом».

7. Бородулина Н.А., Бородулина Н.В. «Благовест Древней Кеси: духовно-краеведческие повествования», Тверь, 2008 г.

8. Статья «Праздник в жизни православного христианина» http://www.pravoslavie.ru/105152.html

 

 

 

 

Men Shoes - Football