185 лет пьесе Н. Гоголя "Ревизор".

Основой для комедии послужил реальный случай, о котором рассказал Гоголю Пушкин. В городке Устюжине Новгородской губернии какой-то проезжий господин выдал себя за чиновника министерства и обобрал всех городских жителей. Гоголь же сознательно повторил эту ситуацию, путешествуя из Киева в Москву. Они с товарищем высылали вперёд своего третьего спутника-однокашника, который говорил на станциях, что следом едет Ревизор. Так был собран материал для гениальной комедии, высмеивающей быт и нравы чиновничьей России 30-х годов XIX века.


Пьеса «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя увидевшая свет в 1836 г. была произведением абсолютно новаторским. Первая версия «Ревизора» была написана всего за три месяца, но Гоголь продолжал работать на комедией в течении последующих семнадцати лет. Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835 г., а уже в январе 1836 г. читал комедию своим коллегам по перу на утре у поэта Жуковского в присутствии большой группы литераторов, среди которых были Пушкин, Тургенев, Вяземский и многие другие. Они хохотали до слёз. Однако среди критиков в тот вечер были и те, кто не сумел или не захотел разглядеть в комедии Гоголя ничего смешного. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Подтверждением этому служат воспоминания русского писателя Владимира Соллогуба: «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г. Устюжна Новгородской губернии — о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей».

По другой версии, также описанной В. Соллогубом, за ревизора самого Пушкина 2 сентября 1833 г. принял нижегородский генерал-губернатор Бутурлин, когда Александр Сергеевич прибыл в Нижний Новгород для сбора материалов о пугачёвском бунте. Многие современники Гоголя были удивлены, что «Ревизора» допустили к театральной постановке, ведь в условиях жёсткого цензурного режима Николая I далеко не все пьесы удостаивались такой чести. Обличительная комедия Гоголя оказалась на сцене благодаря хлопотам Жуковского, который хотел помочь талантливому автору. 13 марта «Ревизор» был разрешён к печати. А уже 19 апреля 1836 г. (1 мая по новому стилю) на сцене Александринского театра его смотрел весь Петербург. На премьеру собрался полный зрительный зал, благодаря «Ревизору» театр в тот день заработал немалую для того времени сумму — 4220 рублей. Посмотреть комедию приехал и сам государь. Как многие и прогнозировали, «Ревизор» имел эффект разорвавшейся бомбы: зрители разделились на два лагеря.

Одни восхищались нравственно-политическим смыслом комедии, другие же сочли пьесу клеветой на чиновников и купцов, трудящихся на благо страны. Но судьбу произведения, да и самого автора решил император, который неожиданно для многих оказался доволен. Выходя из ложи, он сказал: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне больше всех!». Сам же Гоголь был разочарован петербургской постановкой комедии и отказался принимать участие в подготовке московской премьеры. Особенно автор был недоволен игрой Николая Осиповича Дюром - исполнителем роли Хлестакова. После провалившейся, по мнению Гоголя, постановки он захотел раскрыть актёрам и всем, кто в будущем решит поставить его пьесу, своё понимание созданных им ролей и написал огромное количество дополнительных материалов к комедии. Но самое главное, что после премьеры в Александринском театре автор ещё долгое время дорабатывал пьесу. Текст «Ревизора» в том виде, который мы читаем сегодня, был написан только к 1842 г.