«Мы все живем, чтобы оставить след...»

 

(Стрелихинской школе 150 лет)

по материалам газеты «Сельский труженик», №10 от 19.03.2015г.

В послевоенные годы в школе трудятся хорошо подготовленные, закаленные войной люди — люди, которые ясно видят свое предназначение, понимают и любят детей. Это они участвуют в закладке нового фундамента школы, это они стоят у истоков традиций современной школы, это они — наставники нынешнего педагогического коллектива, на 75 % состоящего из выпускников родной школы...

45 лет — педагогический стаж В.А. Петровской, учителя русского языка и литературы. Ее трудовая биография началась в суровые послевоенные годы в Новосокольническом детском доме Великолукской области. Почти 70 лет прошло с тех пор, но воспоминания не стираются из памяти: «И после войны гибли дети — подрывались на оставшихся от военных действий минах. Нельзя было ходить в лес ни на экскурсии, ни за орехами. Однажды ребята 15-16 лет самовольно ушли из детского дома добывать тол, чтобы глушить рыбу. К вечеру не явились и мы с завхозом поехали их искать. Нашли... Такое не забывается...»

С 1951 года Валентина Александровна трудится в Матвеевской школе. Кроме уроков русского языка и литературы молодой педагог ведет историю, географию, изобразительное искусство, руководит кружками «Умелые руки», «Кукольный», много лет заведует школьной библиотекой.

Самыми трудными в трудовой биографии, по признанию Валентины Александровны, были годы директорства ( с 1969 года по 1974 год В.А. Петровская возглавляла школу): «Директор школы отвечал за все: за подвоз угля к школьной котельной, за ремонтные работы... А за зарплатой учителям по бездорожью приходилось ездить верхом на лошади...»

Валентина Александровна была и активным пропагандистом, и непременным участником художественной самодеятельности — никто так задушевно не читал стихи А.Т. Твардовского, как В.А. Петровская... Со школой Валентина Александровна простилась в 1993 году.

В 1960 году, после окончания факультета иностранных языков Калининского педагогического института, в Матвеевскую семилетнюю школу приходит работать Александра Филипповна Лапушкина. Детей в те годы обучалось много, были сформированы параллельные классы. Молодому педагогу приходилось вести не только немецкий язык, но и химию, историю, математику, русский язык и даже физкультуру! Веселая, жизнерадостная, с хорошим музыкальным слухом, Александра Филипповна была бессменным руководителем и ученического хора, и хорового коллектива в сельском Доме культуры. А еще учитель организовывала работу летнего лагеря труда и отдыха с круглосуточным пребыванием детей (ребят было так много, что жили даже в палатках!), возила ребят на экскурсии в многие города России... 44 года отработала Александра Филипповна в нашей школе.

Яркий след в жизни нашей школы оставила Зинаида Сергеевна Гладышева — учитель биологии, географии, домоводства, сельскохозяйственного труда. Благодаря ее активности, творческому подходу к делу была налажена тесная связь с областной станцией юннатов. Школа являлась постоянной участницей районных и областных выставок экспонатов, выращенных на пришкольном участке. При школе работала производственная бригада: ребята выращивали кроликов, кур, шефствовали над молодняком крупного рогатого скота, а однажды бригада вырастила и собрала 36 килограммов семян брюквы (сорт «Куузик») для области! На высоком уровне развита работа по санитарному просвещению. Работало школьное общество Красного Креста: выпускали газеты, участвовали в районных соревнованиях. В школе сохранилось очень много грамот за санитарно-просветительскую работу. Ученики Зинаиды Сергеевны и сейчас помнят ее девиз: «Меньше слов — больше дела!». Учитель убеждала приобретать профессии, необходимые для развития родного края.

В трудовой биографии Зинаиды Сергеевны есть беспокойные годы директорства: много внимания она уделяла окультуриванию пришкольного участка — заботилась о школьном саде, ремонту мебели, заботилась об организации пребывания детей в интернате, в летнем лагере труда и отдыха.

36 лет проработала Зинаида Сергеевна в школе, передала любовь к профессии дочерям — Н.И. Камедчиковой и Т.И. Гладышевой.

Отдельно необходимо сказать об учителях начальной школы. Около 50 лет проработала на ниве просвещения Базанова Глафира Федоровна. Уроженка Вологодчины, окончив учительские курсы, приступает к педагогической деятельности в Кесовогорском районе, в Левашовской начальной школе. Глафира Федоровна продолжает образование на историко-филологическом факультете Калининского учительского института, далее следует назначение в Матвеевскую семилетнюю школу, где долгие годы преподает историю, литературу, работает завучем, учителем начальных классов. Очень тепло вспоминает Глафиру Федоровну коллега Г.П. Кузнецова: «Глафира Федоровна была строгим, самоотверженным, но очень добрым и чутким учителем. Радовалась успехам своих учеников, но больше времени отдавала «подтягиванию» слабоуспевающих ребят. Тогда учителя совершенно не считались с личными интересами и со временем — занимались с детьми дополнительно столько, сколько считали необходимым для ученика. Часто вместе с ними выполняли и домашние задания. Такие учителя пользовались уважением в коллективе и у родителей. И мы, молодые педагоги, это очень ценили и стремились быть похожими на своих наставников. Глафира Федоровна была истинным учителем, любящим детей и свою профессию».

Г.Ф. Базанова положила начало педагогической династии: с 1972 года ведет отсчет своего трудового стажа А.И. Спиридонова — сноха Глафиры Федоровны. 34 года учила Анна Ивановна младших школьников читать и писать. Наиболее значимым аспектом в подготовке учащихся начального звена учитель всегда считала работу над выработкой навыка чтения. Занятия Анна Ивановна выстраивала с учетом индивидуальных особенностей детей, активизируя познавательную деятельность учащихся. Любовь к профессии Анна Ивановна передала дочерям: Светлане и Юлии. Светлана Юрьевна трудится в нашей школе уже 20 лет.

Работе с младшими школьниками посвятили себя Н.Н. Сотова и В.В. Бадина. Нина Николаевна Сотова осталась в памяти своих учеников как добрый и чуткий человек, профессионал, не превышающий голоса на воспитанников.

Вера Васильевна Бадина — родоначальница еще одной педагогической династии. После окончании Бежецкого педагогического училища Вера Васильевна была назначена учителем начальной школы в д. Петровское. А с 1957 года она уже трудится в Матвеевской восьмилетней школе учителем начальных классов и воспитателем ГПД. Вспоминает коллега Веры Васильевны Е.П. Воронова: «Вера Васильевна отличалась готовностью посвятить молодых учителей в «науку жизни». Мудро рассуждала и учила жить правильно, извлекать пользу и опыт из любой жизненной ситуации.

В 1983 году Веры Васильевны не стало. Но в школу пришла работать учителем географии ее дочь Нина (сейчас Нина Федоровна живет в Москве и также работает учителем). А в нашей школе трудятся внучки веры Васильевны: Елена Юрьевна — учителем биологии и географии и Галина Юрьевна — воспитателем ГПД и библиотекарем.

Яркий след в истории школы оставили работавшие в ней педагоги: Г.Н. и В.А. Сорокины, А.Н. Дорофеева, Т.А. Метлина. В 70-80-е годы им пришлось сменить место жительства, пришлось проститься со школой... Мы предполагаем, а жизнь располагает — гласит народная мудрость. Могла ли представить методист Министерства просвещения Азербайджанской ССР Е.А. Пикалова, что из-за разногласий на национальной почве из солнечного Баку ей с семьей придется перебраться в Тверскую область и трудиться в Стрелихинской школе? А в связи с процессом реорганизации школ, потеряв работу, из Торжокского района переезжает на жительство в нашу местность и начинает работать в школе учителем математике Л.В. Болгова. Эти педагоги оставили в сердцах детей и коллег самые добрые воспоминания.

Стрелихинская школа (ранее Матвеевская) принимала детей из Борисовской и Никольской начальных школ, где трудились Н.А. Поленова и Л.Д. Лапушкина. Вспоминает бывшая ученица Нины Александровны Л.Н. Калинина, учитель русского языка и литературы: « Нина Александровна — творческий педагог. В своей работе большое внимание уделяла подготовке наглядных материалов. Многие пособия к урокам учитель изготавливала сама, привлекала детей. Нина Александровна принимала участие в районных конкурсах и выставках наглядных пособий (проводились и такие!), где ее материалы неоднократно отмечались как высокопрофессиональные».

На своих уроках учитель формировала у детей самостоятельность, развивала мысленные способности детей, расширяла их кругозор. Окружающий мир дети познавали на экскурсиях. Окружающий мир дети познавали на экскурсиях. Ребята наблюдали не только за изменениями в природе, но и за жизнью односельчан, посещая объекты народного хозяйства... Педагогический стаж Нины Александровны — 40 лет. Выпускников Никольской начальной школы, воспитанников Л.Д. Лапушкиной, всегда отличал высокий уровень качества знаний. Людмила Дмитриевна постоянно работала с классами-комплектами, большую часть трудовой биографии — с тремя классами! Несмотря на такую нагрузку, учитель всегда видела ребят, которые нуждаются в помощи, знала, кого нужно поддержать, и в воспитательной деятельности учитывала индивидуальные интересы и способности.

Совсем недавно рассталась со школой учитель русского языка и литературы Г.П. Кузнецова. Приехав в наши края по распределению, 42 года дарила Галина Петровна тепло своей души детям, 20 лет была завучем школы. « В классе нас было 32 ученика. На уроки к Галине Петровне всегда шли с радостью, без боязни услышать окрик или неприятное замечание в свой адрес. Она всегда тонко понимала наше состояние и видела в нас личность», - вспоминают ученики Галины Петровны. Закончив школу, многие ученики продолжают обращаться к своему учителю за советом, делятся радостями и бедами.

С. Черенкова, директор МБОУ Стрелихинская СОШ

Это интересно: