"История Троицкой школы"

по материалам  газеты «Сельский труженик», №25 от 01.07.2021 г.

 

Становление разветвленной школьной системы в России датируется концом XIX века. Одним из первых учебных заведений в нашем районе является Брылинская основная общеобразовательная школа. Она учреждена в 1873 году как Брылинское земское училище с четырехлетним курсом обучения. Наряду с этим в наших деревнях функционировали другие учебные заведения. На территории Брылинской волости действовало восемь церковных приходов. При пяти из них работали церковно-приходские школы.

  1. с 1893 года – в деревне Павловское;
  2. с 1894 года - в усадьбе Троицкое;
  3. с 1895 года - в деревне Дубово;
  4. с 1896 года – в деревне Карабузино;
  5. с 1900 года – в деревне Рождествено.

         Изначально, с 1830 года, имение Троицкое Кашинского уезда принадлежало князьям Голицыным. Дмитрий Голицын был осужден  в 1930 году по статье 58 УК РСФСР и отправлен отбывать срок на Соловки.

        Княжеский дом в годы войны использовали как детский дом, после войны там разместилась школа. За школой было закреплено 16 населенных пунктов. Расстояние от населенных пунктов до школы составляло от 1 до 7 километров.

       Директорами Троицкой школы были:

  1. Бритов Павел Георгиевич – ветеран ВОВ;
  2. Авакян Татьяна Георгиевна;
  3. Соколова Вера Ивановна;
  4. Лазарева Марина Михайловна.

 

Воспоминания учеников и учителей о школе

Покровская Татьяна Михайловна (ученица школы, учитель Кесовогорской школы).

          Троицкая восьмилетняя школа располагалась в красивом живописном месте, на берегу реки Кашинки. В ее окрестностях росло много сирени, акаций, лип, серебристых тополей.

          Я обучалась в Троицкой восьмилетней школе с 1966 по 1974 гг. Здание начальной школы в то время находилось отдельно. Моей первой учительницей была Зинаида Васильевна Белугина. А еще в начальных классах преподавал Постнов Иван Васильевич. Зинаида Васильевна проживала недалеко от школы, в одиноко стоящем домике, а Иван Васильевич в д. Болдырево.

        В классе была печка, в которой потрескивали дрова, а мы около нее грелись. В школу ходили пешком за два километра, а ребята из дальних деревень – 4-6 км. С собой из дома брали бутылку с молоком, которая по дороге могла и разбиться, а молоко замерзнуть. За 10 копеек в школе нам продавали три пряника. Это был наш перекус в течение дня. Моим классным руководителем была учитель русского языка и литературы Богомолова Александра Ивановна. Прекрасный педагог и добрый человек. Директором школы был Павел Георгиевич Бритов, человек строгий и требовательный. В то время работали учителями супруги Мяконьковы Анатолий Иванович и Лидия Александровна.

        После уроков выполняли дежурство в классе. Кроме уборки надо было еще наносить дров к печке. Все выполняли охотно.

Лазарева (Иванова) Валентина Васильевна (учитель Троицкой школы)

       В 1975 г. я приехала работать в Троицкую восьмилетнюю школу учителем русского языка и литературы. Школа находилась в нескольких километрах от населенных пунктов в прекрасном старинном парке, недалеко протекала река Кашинка. Первое знакомство было интересным. Встретил меня человек в рабочей форме с маслянистыми пятнами от краски, шел ремонт школы. Оказывается, это был директор школы Павел Георгиевич Бритов. Он встретил меня доброжелательно, ввел в курс дела. Так началась моя трудовая деятельность. Позже я познакомилась с коллективом, небольшим, но очень дружным. Со мной вместе начала работать математиком Беркушкина Екатерина Васильевна.

        Дали мне пятый класс, в котором было четыре мальчика и четыре девочки. Позже Тамара Беликова и Тамара Веселова стали педагогами.

Кроме основных предметов вела музыку, заведовала школьной библиотекой. В то время дети много читали.

Условия в школе: печное отопление, вода из колодца, дорог к школе не было, часто зимой добирались на лыжах.

Мы были молодыми, неудобств не замечали. Участвовали в колхозной художественной самодеятельности, ходили на комсомольские собрания, к детям домой, потому как большое внимание уделяли воспитательной работе, связь с родителями поддерживали постоянно.

Галкина Нина Александровна (учитель Троицкой школы)

В Троицкой восьмилетней школе мне довелось работать с 1978 по 1987 годы. Первоначально, под руководством мудрейшего наставника, участника ВОВ Павла Георгиевича Бритова – учителя истории. Скольким поколениям преподавала математику его жена Татьяна Ивановна. Уместно вспомнить учителя русского языка и литературы Александру Ивановну Богомолову. Это эталоны русской интеллигенции.

Благоприятный климат в педагогическом коллективе, нахождение школы в старинном княжеском парке с аллеями вековых лип и серебристыми тополями, придавали нам, молодым, еще больший стимул отдавать свои знания деревенским ребятишкам, бежавшим в школу, порой по бездорожью семь километров.

Начинала работать в начальных классах. Помню всех ребятишек с первого до третьего классов, их любознательные глаза. Потом преподавала русский язык и литературу. Последний класс выпустила в 1988 году, уже занимая другую должность.

Молькова Любовь Викторовна

(учитель Троицкой школы)

Моя трудовая деятельность началась в 1981 году. Познакомиться с коллективом меня привезла В.А.Постникова (зав. РОНО). От Поречья мы шли пешком, потом ехали на тракторе, который вез молоко. Вот так, на бидонах с молоком , мы добрались до школы. Зданий было три, два из которых соединяла общая терраса. Школа утопала в зелени, огромные липы были высажены в аллеи, еще оставшиеся от княжеской усадьбы. Перед школой – футбольное поле, каждую перемену мальчишки гоняли мяч.

Коллектив был в основном молодой. Директор школы Авакян Татьяна Геворговна – выпускница Армавирского педагогического института, первый год руководила школой. Мне предложили работать в начальных классах. Скажу честно, после долгой поездки по дороге, которую и видно-то не было, у меня не было желания оставаться. Но, когда я вошла в класс, увидела детские глазенки, которые осматривали меня с ног до головы, решила – остаюсь. Как говорят, «лиха беда начало», постепенно все стало получаться, дети радовали своими знаниями, любознательностью, своими «Почему?».

Были праздники, которые готовили сами, поездки в Москву, Тверь, лыжные походы, футбольные матчи, туристические слеты, которые проводились на базе Троицкой школы.

В 1987 году школа начинает учебный год в новом просторном и светлом здании в деревне Матвеевское. Школу переименовывают в Матвеевскую основную общеобразовательную школу.

Иванова (Беликова) Тамара Ивановна (ученица Троицкой школы, учитель МБОУ Брылинская ООШ)

Теплый августовский день 1971 года. Сельская девочка бежала через пестрый луг по накатанной деревенской дороге, с высоко поднятой рукой, в которой было свидетельство о рождении. Это свидетельство должен был посмотреть мой первый учитель Постнов Иван Васильевич. Он жил в соседней деревне Болдырево. В то время строго следили за тем, чтобы дети поступали в первый класс, когда исполнится семь лет. На обратном пути  день уже не казался таким счастливым. В школу меня не взяли, не хватало полтора месяца до семи лет. На следующий год я пошла в первый класс.

Учились дружно, весело. На переменках грелись у печки, пили молоко с хлебом. Ходили в соседнюю комнату к Марии Успенской, ранее она была заведующей школой. Она рассказывала нам разные истории. Закончив третий класс, перешли в соседнее здание, там учились с четвертого по восьмой класс. Восьмой класс был в то время выпускной.

Все ученики школы сначала были октябрятами, потом принимали в комсомол. Как-то сразу в школе заметили мою активность и в учебе, и в общественной жизни. Была и во главе отряда пионеров своего класса, и комсомольским вожаком. Оформляли свою деятельность по направлениям, итоги подводили в виде альбомов.

Когда я стала выпускницей Троицкой школы, затруднения в выборе профессии не было. Решение одно – поступать в Торжокское педагогическое училище. Успешно закончив, вернулась дипломированным специалистом и начала трудовую деятельность в Троицкой школе.

Рыканцева Марина Анатольевна (ученица Троицкой школы, директор МБОУ Брылинская ООШ»

В 1981 году меня приняли в 1 класс Троицкой восьмилетней школы. Нас в классе было всего  2 ученика, ходили мы в школу из деревни Максяево, что в 2-3 километрах от школы. Добирались самостоятельно на велосипедах, пешком, а зимой на лыжах. Лыжня была проложена кратким путем, через поля и лес, где часто встречались дикие животные. Из деревни девочка была только я, поэтому чувствовала себя под защитой. Условий, как сейчас, не было. Приходили в школу в 8 утра, а уборщица уже печки натопила. Во сколько же она вставала и выезжала (тоже на лыжах), чтобы было тепло и чисто, когда приедем.

Моей первой учительницей была Любовь Викторовна Молькова, которая пришла к нам в школу работать. Очень добрая и ответственная, она учила нас всему и была примером во всем. Только самые теплые воспоминания остались с ее уроков. Любовь Викторовна, ее отношение к детям, понимание, выдержка – есть показатель педагогической деятельности. Вот тогда я уже определили для себя – буду учителем.

Мы ходили в походы, принимали участие во всех соревнованиях: и школьных, и районных. На территории нашей школы проходили турслёты и другие районные соревнования. Мы были октябрятами, пионерами и комсомольцами. Это было очень интересно. А когда принимали в комсомол, это было очень серьезно. Выезжали в Кесову Гору, где давали клятву перед комиссией. Я была председателем Совета Дружины имени Лизы Чайкиной.

Это было уже в новом здании нашей родной школы. Его построили в деревне Матвеевское, 1987 г. В седьмом классе начала учиться в Матвеевской школе, так как школу переименовали. Но воспоминания и эмоции остались там … в Троицкой школе. Это историческое место, Троицкая усадьба. История наших предков, которую мы храним в памяти. Хотелось бы, чтобы на восстановление таких уголков, исторических и природных, больше обращали внимания.

 

 Исследовательская работа И. Рыбаков, ученик 9 класса.

М. Рыканцева, Т. Иванова, наставники