«И позвала их школа…»
из газеты «Сельский труженник» № 45 от 15 ноября 2018 г.
В г. Кашине проживает Тамара Сергеевна Горчакова (Добрецова), которую сразу после окончания педагогического техникума направили работать в Брылинскую школу. Ее муж Валерий Всеволодович Горчаков оставил написанную им историю рода Горчаковых, где остались уникальные сведения из далекого XIX века о Брылинской волости и школе.
В 2024 году Брылинская школа отметит 150-летие. В разные годы здесь учились или работали многие известные учителя, составляющие целые династии: Горчаковы, Смирновы, Воробьевы, Поликарповы, Новиченковы.
Брылинская школа конец 19 века
Брылинская школа в 1874 году – одноэтажный дом с двумя входами на случай пожара, крыша покрыта соломой. Одна из комнат этого здания отдана под жилье учителей. По решению волостного схода школа была построена в 1874 г.
В то время школа была окружена великолепным садом, посаженным учителями и детьми. Стройными рядами стояли березы, ели, сосны, дубы, липы, серебристый тополь, орешник. В огороде росли яблони, вишневый сад окружал хозяйственные постройки. Травы всегда были выкошены, сухие сучья убраны. В саду гнездились многочисленные птичьи семьи, жили белки.
Брылинская школа в 30-е – 40-е годы
Из воспоминаний Валерия Всеволодовича Горчакова об отце: «Всеволод Петрович Горчаков работал в Брылинской школе учителем физкультуры. Жил он в д. Брылино на квартире. Его природный талант, умение находить общий язык с детьми разного возраста, их родителями способствовали становлению Всеволода как прекрасного преподавателя. Он был хорошим спортсменом, побеждал на областных соревнованиях по лыжам, стрельбе, легкой атлетике, шахматам. Так же он организовал в школе театральный кружок. Ставили пьесы по Чехову, Островскому. За десятки километров приезжали на лошадях люди, чтобы посмотреть спектакли.
С 1932 г. первым в районе Всеволод организовал кружок подготовки молодых бойцов, он обучал деревенских парней стрельбе из винтовки, преодолению минных заграждений, обустройству окопов, землянок штыковым атакам, выживанию в лесах.
По воспоминаниям Зинаиды Александровны Виноградовой (Рыканцевой), ветерана педагогического труда, выпускницы Брылинской школы: « В нашей школе педагоги всегда пользовались очень высоким авторитетом. В 1937 году пять выпускников поступили в Бежецкое педагогическое училище. Конкурс был очень высокий. Но, тем не менее, нас приняли. С нами и поступил и Воробьев Василий, впоследствии став директором Брылинской школы. Выпуск наш был необычным, это был 1941 год. Юноши этого выпуска пошли защищать Родину. Домой вернулись не все… Становление нас, как учителей проходило в очень тяжелое время».
Из материалов Кесовогорского районного архива за 1941 г.
Отчеты отдела образования.
На начало 1941 года в районе работали все школы, где обучалось 4329 учащихся.
Успеваемость составляла 80 процентов, не обучалось 82 ребенка.
Из 237 учителей высшее образование имели 20, высшее учительское – 13, среднее учительское и среднее образовательное -182.
44 учителя обучались заочно в институтах и педагогических училищах.
8 учителей были выдвинуты на ответственную работу. Но по решению органов власти всех вернули в школы, запретив в дальнейшем такую практику. Четырех учителей уволили за плохую работу, отметили слабую работу Болдеевской и Сутокской школ, где успеваемость составила 64 процента. Директоров заменили.
Заработная плата учителей в денежном выражении мало что стоила, так как купить товар было очень сложно из-за отсутствия его в свободной продаже. По решению властей, учителя получали в день по 600 граммов хлеба, раз в квартал – 700 грамов кондитерских изделий, 400 граммов соли. Мыло, чай, керосин не выдавались, так как таких товаров в районе не было. Всем учителям выделялась земля под огороды, желающим давали маленьких поросят для откорма. Первоочередной задачей районных властей являлось снабжение школ учебниками, тетрадями и другими письменными принадлежностями. На территории района было 2 детских дома: Троицкий и Болдеевский. В годы войны районная библиотека (зав. М.Н. Соколова) получала 31 наименование газет и журналов за год, а каждая изба-читальня – 6 экземпляров.
Не было тетрадей, не хватало учебников. Дети, измученные на работе, часто падали в голодные обмороки. Многие до сих пор вспоминают, как в большую перемену можно было поесть картофеля. В больших семьях и картофеля часто не было.
То поколение учителей пришло в школы как раз в военное время – один из самых тяжелых периодов, как для страны, так и для народного образования.
Из материалов Кесовогорского районного архива за 1946 г.
Отчеты отдела образования.
В послевоенном 46-м в нашем маленьком районе функционирует 51 школа (43 начальных, 5 неполных средних, 3 средних). Всего в районе обучаются 5245 школьников (почти 500 детей из семей эвакуированных). Только в первый класс было принято 1163 малыша. В начальной школе учеников больше всего: 1-4 классы насчитывают 4276 человек, с 5-го по 7-ой классы посещают 725 человек, с 8-го по 10-й классы – 217. При этом преподавало 167 учителей, 144 из которых – женщины.
Высшее образование имели 11 учителей, 20 учителей закончили учительский институт, среднее образование имели 113 человек и не имели специального образования - 24 человека.
Но даже в это непростое время учителя получали образование заочно: 24 человека обучались в Калининском педагогическом институте и один в Ленинградском педагогическом институте.
В 1946-1947 гг. районные власти выделили учителям пайки, которые составляли на квартал: 1 кг сахара, 1,2 кг соли, 800 граммов мыла, 3 литра керосина.
По воспоминаниям Зинаиды Александровны Виноградовой (Рыканцевой):
«Наша школа… Я помню все до мельчайших подробностей. В первый класс я пришла в 1930 году. В то время она была начальной. Всего 4 класса. А учили нас Михаил Михайлович и Нина Николаевна Смирновы. Это были уважаемые всеми, очень образованные люди. Жили они в том же здании, где учили нас, ребятишек. Наш Михаил Михайлович принимал активное участие в организации колхозов, беседовал с людьми. Он всегда был в курсе всех событий, что происходили в стране, и считал своей обязанностью разъяснять их людям. Помниться, именно в семье Смирновых появились первые радионаушники. И все желающие могли прийти к ним послушать радио. Потом у них же появился громкоговоритель. Его Михаил Михайлович прикрепил к стене школы. Вечером здесь собиралась вся деревня послушать московские новости.
В одном из классов у нас в школе был организован музей. Там находились чучела птиц, скелеты небольших животных и птиц, гербарий растений, все экспонаты использовались на уроках. Рядом со школой располагалась спортивная площадка, где можно было побегать, поиграть, покататься на качелях.
Супруги Смирновы до старости работали в Брылинской школе. В 1932 г. наша начальная школа стала семилетней. Приехали в д. Брылино учителя- предметники. Директором был А.А. Кабыков. Умный, красивый молодой человек. Он преподавал историю (А.А. Кабыков погиб в боях за Родину). Неизгладимый след в моей памяти оставил учитель математики В.И. Садовников (уроженец д. Никольское-Поточино), в этой школе начала свою педагогическую деятельность Клавдия Васильевна Воробьева, в 1970 г. ей было присвоено звание «Отличник народного просвещения». В эти же годы приехал к нам Всеволод Петрович Горчаков. Как-то сразу он завоевал авторитет среди учащихся, родителей и всего населения. Очень интелегентный, порядочный человек, с большим чувством юмора. Преподавал он немецкий язык, рисование и любимый наш предмет физкультуру. Дополнительно работал руководителем физкультурного кружка. Мы ездили на соревнования по многим видам спорта, в том числе в область, и всегда занимали призовые места».
Из воспоминаний Горчакова Валерия Всеволодовича
«Как и все советские люди, отец был призван в армию. Несколько лет он готовил младших командиров в Гороховецких лагерях. Кормили плохо и это послужило причиной язвенной болезни желудка. Из-за этого в 1943 г. его не признали не годным к строевой службе, и он вернулся домой. Мы жили в теснейших условиях и питались в основном с огорода.»
Из архива Кесовогорского роно
С 10 марта 1943 согласно приказу заведующего роно Жукова Максимова А.Н. снимают с должности директора Брылинской школы за утрату доверия. Назначается директором Брылинской неполной средней школы Горчаков Всеволод Петрович с 10 марта 1943 г.
Из воспоминаний Горчакова Валерия Всеволодовича
«Количество детей школьного возраста к тому времени увеличивается. Требуется больше учебных классов, и семья бабушки вынуждена искать новое жилье. Недалеко от церквной ограды, в деревне Карабузино, стоял маленький домик прабабушки. Как могли, мы его отремонтировали и в 1947 году стали в нем жить.
Отец, став директором школы, получал зарплату в 40 рублей, а мама работала на дому, жить было голодно. Постоянно хотелось есть. Работая директором школы, он читал огромное количество художественной и специальной литературы, но, понимая, что требуются специальные знания, поступил на заочное отделение в институт иностранных языков. Время учебы в основном приходилось на лето, когда в селе начинались важные работы, особенно заготовка кормов для коровы, а без скота прожить в то время было очень трудно. Подготовка школы к новому учебному году требовала огромных усилий. При свете керосинной лампы ночами читал, что-то записывал.
В 1947 году я пошел в первый класс. В школу ходил тропинкой через парк. Первым моим учителем был Постников Иван Васильевич, демобилизованный военнослужащий. Потом его перевели в Троицкую школу ближе к дому, где он жил. Во втором классе нашей учительницей была Клавдия Васильевна Воробьева. Более 40 лет она преподавала математику, ей было присвоено звание «Отличник народного просвещения».
Отцу с каждым годом становилось все хуже, он подолгу болел и в августе 1961 года передал дела новому директору Арсеньевой Марии Андреевне. Она проработала в этой должности один год. С 1965 года директором был назначен Воробьев Василий Степанович. До 1964 года у нас не было электричества. Сидели вечерами с керосиновой лампой. Только в 1966 году в деревне появился первый телевизор «Рекорд».
В дневнике Татьяны Александровны Горчаковой есть такие строчки:
«Слово учителя похоже на зерно. Посей его бережно, по-хозяйски, и оно обязательно взойдет, выколосится, созреет и даст хороший результат. В детях учителя нет готового рецепта, следуя которому можно было «вмиг» сформировать душу ребенка…»
(Материал взят из исследовательской работы Никиты Воронова, руководитель А. Воронов, учитель истории ССОШ)