Храмы земли Кесовогорской
Православный храм в сельской местности на протяжении веков выступал как общественный и духовной центр территории.
На Кесовогорской земле в начале 20 века проходили православные богослужения в 31 храме и 11 часовнях. Сельский населенный пункт центральной России, где находилась церковь, назывался селом. В большинстве случаев села имели выгодное географическое положение и предпочтительный природный ландшафт. Важно отметить, что храм всегда строили на самом обозримом месте. Характерно для нашего края то, что церкви находились недалеко от рек и речушек или подножия оврага. Глядя на храм, всегда рождалась мысль, что он как бы парит в небо и соединяет земное и небесное, воплощает связь с Богом. Церкви с. Кесовой горы - Рождества Иоанна Предтечи, Спасо-Преображенская, и в честь святителя Николая Чудотворца не были исключением. Но не только природно-географический фактор определял статус села, зачастую селом становился тот населенный пункт, где находилась помещичье имение или усадьба.
В этом случае храм почти всегда сооружался при деятельном участии владельца этой земли. Кесова Гора – вотчина дворян Прозоровских, не мало средств вложивших в строительство церквей в с. Кесова Гора. Все каменные храмы возводились исключительно из местного кирпича, поэтому их строительство растягивалось на десятилетия. С момента принятия христианства древнерусский храм был развитием византийского с его центрическим купольным построением, которое имело в плане священные фигуры круга, прямоугольника и креста. Храм 12-15 веков был сравнительно небольшим и одноглавым, отличался строгостью и изяществом.
Храмы 16-17 веков были многоглавыми с галереями, пределами и нарядной разукрашенностью, воплощали идею соборности и единства мироздания своей внешней стороной. Купол, возвышающийся над храмом, изображает небо, в самом верху он заканчивается главою, на которой ставится крест во славу главы церкви Иисуса Христа. Три главы в честь Святой Троицы, пять глав – Иисуса Христа и его четырех евангелистов (церковь в честь святителя Николая Чудотворца на Грачах), семь глав – обозначают семь таинств и семь вселенских соборов, также бывает и девять и тринадцать глав на церквях в честь Иисуса Христа и его учеников. Каждый православный храм ориентирован алтарем к востоку. Храм, находящийся в селе, придавал ему очень важный статус – центра церковного прихода, где воплощались таинства крещения и венчания, отпевания (храмы строились при кладбищах). Каждый день церковь отмечает различные события священной истории христианства или же чтит память какого-нибудь великомученика.
Такие дни в русском языке получили название «праздник». Любой из христианских праздников скрывает в себе глубокий смысл чем и отличается от обычных светских празднований, то есть они всегда воспитывают, поучают верующих, настраивают их на верный лад и вызывают у них побуждение на свершение добрых деяний. В XVI-XVII вв. Кесовогородские земли относились к Городецкому стану Бежецкого Верха, в 1776 г. Екатерина II передала их в Кашинский уезд. С конца XVIII в. Кесова Гора получила известность как крупный торговый центр, место проведения Ивановской, Никольской и Покровской ярмарок. Сюда приезжали купцы из Кашина, Бежецка, Углича, совершались сделки по закупкам льна, мяса, ржи и других сельскохозяйственных культур. Особенно много содействовали становлению Кесовой Горы как торгового села дворяне Прозоровские, родовой вотчиной которых долгое время были эти земли. В 1898 г. через Кесовогорскую волость прошла железная дорога, соединившая Сонково с Кашином.
В 1929 г. в составе Бежецкого округа Московской области был создан Кесовогорский район. В Калининскую область он вошел только в 1935 г. Статус посёлка городского типа Кесова Гора получила в 1975 г. В 1993 г. Кесовогорский район получил собственный герб. Изначально поселок назывался Киасова Гора, что в переводе с финоугорского означает «глинистая местность». По мнению краеведа Юрия Мистиславовича Смирнова существуют и другие версии о происхождении названия. В частности, он упоминает легенды о резиденции татарского князя Киаса, расположенной в этих местах, или о мифическом владельце горы в центре поселка - Куясе. За долгие века село прирастало посадами и близлежащими деревнями с их неповторимыми древними церквями. К сожалению, не все храмы сохранились до наших дней, но некоторые действуют до сих пор. Один из них — церковь Николая Чудотворца (Никольская церковь приселка Грачи), которая стала главной святыней кесовогорский земли после того, как в 1929 году, во время воинствующего атеизма, старейшая и красивейшая церковь Рождества Иоанна Предтечи была закрыта и приспособлена под клуб.
Храм Божьей Матери Тихвиской, каменный, 1848г.
Бежецкий уезд, Радуховская волость,
Ныне Кесовогорский район,
Стрелихинское сельское поселение
Выстроена на средства «того села помещика, господина действительного статского советника и кавалера Михаила Михайловича Волынского».
Здание частично сохранилось.
При исследовании архивных документов обнаружилось, что не все материалы о церкви села Борисовское сохранились до наших дней. От иных единиц хранения остались в описях, только емкие по содержанию, названия дел.
Лаконичные строки названий дел знакомят нас с жизнью храма Божьей Матери Тихвинской и заботами его прихода.
- Ед. хр. 51. 1836г. – «Дело о дозволении построить вновь каменную церковь».
- Ед. хр. 54. 1836г. – «О завещании Действительным статским советником Волынским причта денег 1000 р.»
- Ед. хр. 64. 1840г. – «О освящении новоустроенного храма».
- Ед. хр. 79. 1845г. – «О дозволении на церкви крышу вновь окрасить».
- Ед. хр. 102. 1852г. – «О дозволении при церкви слить большой колокол весом в 100 пуд».
- Ед. хр. 147. 1889г. – «По прошению крестьян Радуховской волости прихода с. Борисовского о разрешении в их селении построить каменную часовню».
- Ед. хр. 163. 1897г. – «О разрешении произвести ремонт местного храма».
Ед. хр. 167. 1901г. – «О постановке крестов на церкви и колокольне села Борисовское».
Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 4; ТЕСС. С. 75. П. 8; Бородулина Н.В. Храмы земли Кесовогорской. - Тверь, 2003г. С. 23.
Часовня при кладбище, деревянная, 1898г.
Приход храма Спаса Нерукотворного Образа.
Источник: Бородулина Н.В. Храмы земли Кесовогорской – Тверь, 2003. С.29.
Строительство храма Спаса Нерукотворного Образа в 19 веке
Храм Спаса Нерукотворного Образа, каменный, 1873г.
По страницам архивных документов, давайте проследим, ход работ по строительству церкви, на нашей земле.
Деревянный храм в селе Высоком, Кашинского уезда, построенный в конце 18 века, пришел в ветхость, и в 1864 г. крестьянин Арсений Кононов Козлов отправил прошение о благословении на строительство Спасского храма: « В настоящее время я решился устроить новый каменный храм на собственное моё иждивение, а потому всепокорнейшее прошу Ваше Высокопреосвященство благословить меня на предпринимаемое мною дело и разрешить мне, на собственное моё иждивение, устроить в селе Высоком новый каменныйдвухэтажный храм, с каменною колокольнею, на месте, какое найдено будет удобным и приличным.
На первом этаже предполагаемого храма, имеющим быть теплым и предназначенным для служений в зимнее время, я желаю устроить главный престол во имя Вознесения Господня, а второй – по правую сторону – во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского, на втором этаже – во имя Спаса Нерукотворного Образа».
Место, на котором крестьянин Козлов просит дозволения воздвигнуть каменный храм с колокольней в селе Высоком, находится от существующей деревянной церкви в расстоянии 148 саженей (315 метров), от священноцерковнослужительских и обывательских домов140 саженях (около 300 метров), в крестьянском поле временно-обязанных крестьян господ Батюшковых, за речкой Яхромою, через которую устроен прочный деревянный мост. Земля крестьян, на которой Козлов хочет строить церковь, дается ему, в количестве 2-х десятин (около 2-х гектар), без всякого вознаграждения крестьянам со стороны Козлова, в вечную собственность церкви.
Место, возвышенное, гористое, со всех сторон видное и весьма красивое. Грунт земли глинистый, к построению каменного храма удобный.
В 1868 году крестьянином АрсениемКозловом, испросившем у Епархиального начальства дозволения на постройку каменной церкви, в течение прошедшего лета были выстроены сараи для делания кирпича, сделана огромная печь для обжига, построены изба для рабочих и домик дляархитектора, навожено несколько саней булыжнику и крупного дикого тесаногона месте камня.
В 1868 г. работы по строению храма шли успешно согласно плану, погода была благоприятная: 6 июня – закладка храма; стены возвели до карниза 1-го этажа (теплой церкви), в трапезной церкви подвал поднят до гранитного цоколя; колокольня, была поднята на 1 аршин вышиной (0,7 метра); во времястроительных работ не было несчастных случаев; работы продолжались до 21 октября.
В 1869 г. в селе Высокое произошел пожар, начавшийся с крестьянского сарая, стоявшего близ самого храма. Повреждений и убытка церкви не было, кроме того, что от сильного жара, железная крыша на храме потемнела, дома священника и пономаря спасены пожарными, но дом дьячка Илии Казанского с надворными постройками и 30 крестьянских домов сгорели.
В 1870 г. летом часть главного храма возведена – от верхнего карниза – до купола, трапеза – до окон второго этажа, в уровень с трапезой возведена колокольня; работы препроводятся под надзором архитектора Дмитрия Садовникова со всей аккуратностью; материалы при постройке были употреблены лучшей доброты, работы закончены 21 октября и никаких несчастных случаев не было.
В 1872 г. каменные работы в селе Высоком были завершены: храм и колокольня покрыты железом, верхний и нижний этажи изнутри и снаружи оштукатурены; рамы в окнах вставлены; печи в церкви, в сторожке, устроенной под колокольней сделаны; настилались деревянные полы; в подвальной части уже былооткрыто приходское училище; работы при надзоре архитектора, священника и храмоздателя производились исправно; несчастных случаев не было. Однако Арсений Козлов вновь обращается в Епархиальное начальство: «Ныне храм готов, и я намерен приступить к устройству иконостасов. Но удобство помещения храма побуждает меня к устройству еще двух престолов, именно: в верхнем этаже рядом с главным престолом с правой стороны в честь Казанской Божией Матери и в нижнем этаже рядомс главным престолом с левой стороны в честь Святителя Тверского Арсения».
В 1873 г. для нового храма, сооруженного на собственные деньги, крестьянином Арсением Козловым был приобретен большой колокол весом около 200 пудов (более 3 тонн) на деньги, как самого храмоздателя, так и добровольных жертвователей прихожан. Арсений Козлов снова обращается в Епархиальное начальство с прошением:
«При старой деревянной церкви было 5 колоколов:
1-й вес 60 пудов (почти 1 тонна), приобретенные крестьянами-прихожанами на собственные деньги в 1866 г. в память освобождения от крепостной зависимости; 2-й колокол вес 35 пудов ( почти 600 кг);
остальные колокола неизвестно какого веса, приобрести новый полный звон к каменному храму по малоприходству трудно, поэтому просим о переводе 3 колоколов из деревянного храма в каменный.»
Духовная Консистория (орган епархиального управления в Православной церкви, упразднен в 1918 г.) постановила дозволить в новомхраме устроить еще 2 престола, и со старой деревянной церкви снять 3 колокола , чтобы установить в новой церкви.
Так же в 1873 г. Арсений Козлов за свой собственный счет строит каменную ограду с деревянными решетками вокруг новой каменной церкви.
Таким образом, каменный храм, строительство которого началось в 1868 г., был завершен 1873 г., длился 5 лет. В это время в приходе церкви села Высокое было 98 приходских дворов и число душ мужского пола 334.
В этом же году священник Федор Ромодановский рапортовал Архиепископу Тверскому и Кашинскому и Кавалеру Благочинного Кашинского уезда села Савцино Филорею:
«Честь имею рапортовать Вашему Высокопреосвященству, что постройка храма приведена по наружной и внутренней частям к окончанию, и храм вполне готов к освящению, а именно: церковь и колокольня покрыты железом и окрашены;решетки железные в окнах и дверях с запорами устроены прочные; кресты на главе церкви и колокольни вызолоченные подняты; колокола новый и со старой церкви повешены;в алтаре (на 1 этаже) зимней церкви главный престол и жертвенник дубовые, одежда, напольный крест, Евангелие – все готово к служению; иконостас украшен резьбой и живописными образами, при них подсвечники со свечами, хоругви, паникадило среди церкви; на втором этаже все так же приготовлено и в никакой утвари недостатка не предвидется».
В 1873 году архитектор Дмитрий Садовников рапортует, что вновь сооруженный двухэтажный со сводами, на подвалах, пятиглавый храмс колокольнею, построен в селе Высоком, по составленному им плану. Здание построено из доброкачественных материалов: бут сделан сплошной под стенами и арками всего строения из дикого крупного камня с засыпкой гранитным и кирпичным щебнем и заливкой известковым раствором; цоколь под всей церковью сделан из полевого гранита; стены и своды из хорошо обожженного красного кирпича с прокладкой плит из белого старицкого камня, плотничная работа произведена из хорошего строевого леса, штукатурные, печные и кузнечно-слесарные работы произведены тщательно и прочно. А потому, свидетельствую о прочности здания в техническом отношении по сооруженному храму в селе Высокое.
Из священников Спасского храма известен Сергей Алексеевич Зверев (1872-1919 гг.), окончил семинарию, врач, исцелял душу и телесные недуги, порой оставаясь для страждущих последней надеждой на выздоровление, лечил жителей села Высокое иближних деревень Игнашево, Малино, Литвиново, Борисовское. Погиб от тифа.
Дар врачевания унаследовала его внучка, районный педиатр Мария Николаевна Покровская, спасшая немало жизней детей.
В памяти жителей села Высокое хранятся воспоминания о мужественных женщинах, верных православию и пострадавших за веру в годы репрессий, среди которых - Ольга Алексеевна Салова, Фёкла Егоровна Козлова, Анастасия Тарасовна Орлова, Анастасия Ивановна Ветлицкая.
Источник: Бородулина Н.В. Храмы земли Кесовогорской – Тверь, 2003. С.28.
Бородулина Н., Бородулина Н.. Благовест Древней Кеси – Тверь, 2008. С.140-161.