«Где учили ребятишек век назад»
из газеты «Сельский труженик» № 4 от 17 января 1996 г.
Отправной точкой в распространении грамотности можно считать ХIХ век, реформы Александра II. Если до этого имущие и привилегированные слои общества могли учиться, то большая часть населения - крестьянство, такой возможности была лишена. С 1861 года, когда крестьяне сначала получают личную свободу и постепенно становятся собственниками, потребность в распространении грамоты не только приобретает неизбежный характер, но и из года в год возрастает.
На местах, в глубинке, главную роль в этом процессе играли созданные земства и органы исполнительной власти – волостные правления. Именно им принадлежит заслуга в строительстве и становлении сети школ в нашем крае, который пришелся на период конца XIX и начала XX века.
Главными являлись земские школы. Они строились в самых крупных населенных пунктах. В нашем крае были школы в Кесовой Горе, Брылине, Матвеевском, Елисееве, Завидовской Горке, Болдееве. Все перечисленные центры, кроме д. Елисеево, являлись селами. Хотя на конец ХIХ века Елисеево по количеству дворов уступало лишь Кесовой Горе.
Все эти школы содержались за счет средств земств. Их «бюджет» состоял из доходов крестьян, живущих в волости, а также из губернских поступлений.
На территории Кесовогорского района существовало 7 земских школ, где крестьяне получали достаточно неплохое образование, но учились в них не все, а примерно четверть крестьянских ребятишек.
Следующую группу школ составляли церковно-приходские. По сегодняшним меркам это начальные школы, где главным образом давали азы чтения и письма. Естественно, что подобные школы возникали там, где были церкви, а значит – в селах. В нашем крае было 4 школы: в Павловском, Суходоле, Кесовой горе, Ново-Введенском. Они содержались за счет денег, которые поступали от прихожан.
Большую часть центров грамотности составляли так называемые школы грамотности. Или, как их еще называли, - народные. Всего их было 8: в Петровском, Бобровке, Лемехове, Столбове, Кошелеве, Далеках и т.д. Школы подобного вида находились на содержании волостных правлений. Эти же исполнительные органы финансировали и последний, 4-й вид школ. Ими являлись школы на дому. Любой грамотный крестьянин заключал с правлением договор на обучение простейшей грамоте детей. За данный труд он получал определенное денежное содержание. Обычно подобных школ на дому было по 2-3 в каждой волости. И только в тех деревнях, где не находились школы «выше рангом».
Откуда же брались «учителя» для подобных школ? Учителями, прежде всего, становились те крестьяне, которые занимались отхожим промыслом и жили какое-то время в городах.
Документы 80-90-х гг. XIX века свидетельствуют о том, что в других школах учителями являлись или священники, или бывшие помещики, или разночинцы из уездного города.
Если проанализировать эти вопросы по каждой отдельной волости, то можно выявить некоторые закономерности. В каждой из волостей находилось в среднем по 3 школы (как минимум одна земская), а в двух-трех деревнях обучение грамоте происходило на дому.
Пожалуй, уже сейчас напрашивается вопрос: насколько данное количество школ могло удовлетворить потребность в учении? Если обратиться к цифрам статистики 80-90 гг. XIX века, то вырисовывается следующая картина. Современная территория нашего района составляет 5 целых бывших волостей и 2 частично.
Так вот, самой густонаселенной волостью являлась Суходольская – 55 человек на 1 квадратную версту (сегодня эту территорию составляют колхозы «Рассвет», «Правда», «Наш путь», большая часть колхоза «Россия».) В то время в 893 дворах волости проживало около 4467 человек. Школ же в волости было всего четыре: в Елисееве, Суходоле, Завидовской Горке, Кошелеве. Еще в двух деревнях учили на дому.
Естественно, что школы волости не могли справиться со своей обязанностью. В крестьянской семье зачастую не все дети учились грамоте.
В Суходольской волости, в частности, был самый низкий процент семей с грамотными и учащимися – 68 процентов. А на 100 человек населения волости приходился всего 21 грамотный человек.
Для сравнения обратимся к Матвеевской волости. По насыщенности населения она находилась на последнем месте в уезде – 43 человека на 1 квадратную версту, а вот по проценту семей с грамотными и учащимися, и по количеству грамотных – на втором месте.
Быстрее ликвидировать безграмотность в нашем крае в конце XIX века можно было на той территории, где крестьянского населения проживало меньше, например, в Кесовской и Матвеевской волостях. Более медленно шел этот процесс в Суходольской и Брылинской волостях.
Важно, также выделить следующую закономерность: большинство центров по обучению грамоте, появившихся в XIX веке, существует в этих населенных пунктах и сейчас. И прежде всего там, где находились земские школы и школы грамотности.
В последние годы у нас было много юбилеев. А вот то, что некоторым нашим школам уже по 100 лет, многим, пожалуй, неизвестно…
А.Серов.
п. Кесова Гора.